Статьи
А. Локтионова

ИПОТЕКА: ЭТАПЫ ПОЛУЧЕНИЯ КРЕДИТА

Разделы:
Ипотека недвижимости; Сделки с недвижимостью




После того как вы определились с видом ипотеки, можно приступить к получению кредита. Процедура получения ипотечного кредита состоит из нескольких этапов.

      Обращение к риелторам
Обращаясь в риелторское агентство, вы экономите свое время, нервы и деньги.

Риелтор сможет:
  • оценить ваши возможности получения кредита;
  • оценить имеющуюся недвижимость при обмене через ипотеку;
  • выбрать подходящий банк и оптимальную схему кредитования;
  • собрать пакет необходимых документов (особенно это касается сбора документов в короткий срок, пока действует разрешение ипотечного кредитного совета банка);
  • подобрать вариант квартиры для покупки через ипотеку (у банков есть определенные требования к квартирам, приобретаемым через ипотеку);
  • проверить юридическую чистоту приобретаемой недвижимости;
  • реализовать сложные схемы (например, встроить ваш ипотечный кредит в цепочку обмена недвижимости в Москве);
  • оформить сделку.

Возможно, Вам будет предложено оформить кредит под залог имущества
      Обращение в банк
Обычно от заемщика и поручителя (если есть поручитель) требуется стандартный набор документов.

Во-первых, документ, удостоверяющий личность. Необязательно, чтобы это был паспорт РФ, большинство коммерческих банков сейчас не настаивает на российском гражданстве заемщика. Главное, чтобы иностранец проживал в России на законном основании (имел вид на жительство либо разрешение на временное проживание).

Во-вторых, подтверждение регистрации по месту жительства (прописка) либо документ о временной регистрации в городе, где оформляется кредит.

Необходимы также:
  • копия финансово-лицевого счета по месту постоянной регистрации;
  • копии документов об образовании (аттестаты, дипломы, сертификаты);
  • документы, подтверждающие семейное положение (копия свидетельства о браке или о расторжении брака, копии свидетельств о рождении либо копии паспортов детей);
  • документы, подтверждающие состояние здоровья;
  • военный билет;
  • водительское удостоверение;

Конечно же, обязательными являются документы, подтверждающие сведения о занятости и доходе:
  • копия трудовой книжки, заверенная на каждой странице печатью работодателя;
  • документы о размере дохода за истекший календарный год и истекшие месяцы текущего года;
  • краткая информация о роде деятельности компании и должностных обязанностях заемщика, резюме;
  • копия налоговой декларации за предыдущий отчетный период с отметкой налоговой инспекции (если есть);
  • копия трудового договора.

Основанием для отказа в выдаче кредита может быть неустойчивое финансовое положение работодателя, непогашенный кредит, судимость, а также профессиональная деятельность, связанная с риском для жизни: каскадер, альпинист, работник личной охраны.

      Оформление документов для ипотеки

Получение ипотечного кредита связано с оформлением немалого количества документов. На этапе рассмотрения банком заявки на кредит заемщик должен предоставить в банк первичный пакет документов для ипотеки. Иногда банку для принятия решения о выдаче кредита необходима дополнительная информация.

После того как банк согласился выдать ипотечный кредит, заемщик приступает к подбору жилья для покупки.

На этом этапе заемщик должен провести оценку жилья и предоставить в ипотечный банк следующие документы:
  • правоустанавливающие документы на выбранное жилье (копию свидетельства о праве собственности продавца квартиры, договор участия в долевом строительстве), если кредит берут на жилье в строящемся доме;
  • документы из БТИ - экспликация и поэтажный план;
  • заключение профессионального оценщика о рыночной стоимости квартиры;
  • справка об отсутствии задолженности по оплате жилья и коммунальным платежам;
  • выписка из Единого государственного реестра прав (о субъекте права на жилье, об отсутствии обременений по квартире);
  • разрешение органов опеки и попечительства на отчуждение квартиры (при наличии несовершеннолетних собственников квартиры, либо обременения квартиры правами несовершеннолетних лиц).

На рассмотрение объекта (квартиры) в банках уходит до 5 дней.

      Заключение договора купли-продажи жилья с продавцом
Обратите внимание: сделки с недвижимостью вступают в силу с момента госрегистрации, поэтому вам нужно будет обращаться в Регистрационную палату, где на данную процедуру по закону отводится до одного месяца.

      Оформление страховки

Страхование - обязательное условие ипотечного кредита. Обычно банки настаивают на следующих видах страхования:
  • страхование жизни и здоровья (трудоспособности) заемщика;
  • страхование имущества (приобретаемой квартиры) от пожара, наводнения и т.п.;
  • титульное страхование (риск утраты права собственности) - страхование права собственности заемщика на жилье, которое обычно требуется при покупке квартиры на вторичном рынке жилья, т.к. существует риск, что третьи лица попытаются оспорить сделку.

      Заключение кредитного договора с банком

Для этого необходимы:
  • договор купли-продажи квартиры;
  • договоры страхования.

На проверку документов обычно уходит 1 - 2 дня. Выдается ипотечный кредит по кредитному договору, заключаемому заемщиком и банком. В большинстве ипотечных банков форма договора не подлежит изменению и заемщику следует заранее с ней ознакомиться, чтобы позже не пришлось отказываться от кредита, если какие-то условия договора окажутся неприемлемыми. Одновременно с кредитным договором может оформляться закладная. Это именная ценная бумага, свидетельствующая о праве кредитора на получение исполнения по денежному обязательству, обеспеченному ипотекой, без представления других доказательств существования этого обязательства.

Тот факт, что ваше жилье находится в залоге у банка, называется обременением. Все обременения (залог, рента) обязательно указываются в правоподтверждающем документе - свидетельстве о государственной регистрации права собственности на квартиру.

Залог является самым распространенным обременением (ограничением) права собственности на недвижимость.

В настоящее время многие банки предлагают программы, которые позволяют распоряжаться жильем, приобретенным по ипотеке, невзирая на то, рассчитались вы по кредиту или нет.

Согласие банка не требуется на следующие операции с заложенным жильем:
  • собственник квартиры вправе оформить в ней регистрацию по месту жительства (прописку) себе и любым другим лицам;
  • квартиру можно свободно сдать внаем или в безвозмездное пользование. Срок не ограничивается.

На операции с заложенным жильем требуется согласие банка в случае заключения сделок по отчуждению: продажа, мена или дарение квартиры.

Порядок такого согласования определяется внутренними правилами банка, предоставившего ипотечный кредит. Обычно проверяется платежеспособность лица, которое хочет стать новым хозяином квартиры, чтобы банк сохранил гарантии выплаты кредита.


Смотрите также статьи:







© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)